Избранное
Памятка субъектам малого предпринимательства: наиболее часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Вправе
ли заказчик при проведении электронного аукциона требовать в составе заявки
указать количество товара? // позиция ФАС
Участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе на поставку
товара должен указать согласие и конкретные показатели товара.
При этом Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в
составе заявки количества товара.
Таким образом, количество товара не входит в перечень сведений, которые
должна содержать заявка на участие в электронном аукционе, поскольку не является
конкретным показателем товара, в связи с чем при установлении указанных условий
исполнения контракта в документации об электронном аукционе участники закупки
соглашаются на исполнение данных условий контракта в соответствии с
требованиями Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в
электронном аукционе указания количества поставляемого товара.
Вправе
ли заказчик требовать от участника закупки описать химический состав, из
которого будет сделан товар, например, описать химический состав стали, из
которой изготовлен корпус двери? / позиция ФАС
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки
иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации,
установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок
химических показателей товаров ограничивают возможность участников закупок
предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в конкурсе,
аукционе.
На основании изложенного, ФАС России считает, что установление в
документации о закупке требования о предоставлении участниками закупок в
составе заявок информации о химическом составе материалов, из которых
изготовлен закупаемый товар, является нарушением части 5 статьи 51, части 6
статьи 66 Закона о контрактной системе.
У
заказчика в документации о закупке не указана ссылка на конкретный ГОСТ,
которому должен соответствовать товар (например, должен соответствовать ГОСТу,
но не указано какому). При этом, если участник заполнит заявку и показатели не
будут соответствовать ГОСТу, то заявка будет отклонена. Правомерно ли это? /
позиция ФАС
С 1 июля 2016 года:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей,
требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических
характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара,
работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые
предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством
Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми
и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии
с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных
с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы,
оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении
описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации о техническом регулировании,
законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования,
условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно
содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований,
условных обозначений и терминологии;
Таким образом, при указании в конкурсной документации, документации об
аукционе требования о соответствии ГОСТ, заказчиком должна быть обеспечена
возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо
руководствоваться таким ГОСТом.
Вместе с тем, действия заказчика, установившего в конкурсной документации,
документации об аукционе требования о соответствии ГОСТу, но не указавшего
конкретное наименование ГОСТа, а также не установившего надлежащую
инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и
ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Спорные вопросы информации о ценах используемых при обосновании НМЦК читать здесь
Как
правильно заполнить заявку в соответствии с документацией об аукционе или
открытом конкурсе? Какие показатели необходимо указать конкретно, а какие
показатели оставить в диапазоне или неизменяемыми?
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о
контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить
объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта
закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики,
эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о
закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие
закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При
этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а
также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрет на
использование иных показателей описания объекта закупки.
Дополнительно ФАС России сообщает, что при описании объекта закупки
заказчик самостоятельно определяет показатели, позволяющие определить
соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком
требованиям.
При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те
требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению
заказчика, являются значимыми для качественного выполнения работ (оказания
услуг).
В соответствии со статьей 51 Закона о контрактной системе заявки на участие
в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в
конкурсной документации, и должны содержать предложение участника открытого
конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также
предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и
производителе товара.
Таким образом, заказчик вправе установить в конкурсной документации форму
заявки, в соответствии с которой участнику закупки необходимо указать
показатели объекта закупки товара, работы, услуги и значения таких показателей.
Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4
части 1 статьи 50, пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать
требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в
закупке, а также инструкцию по ее заполнению.
Из изложенного следует, что конкурсная документация, документация об
электронном аукционе должны содержать надлежащую инструкцию по заполнению
заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в
части указания показателей товара (работы, услуги).
Неустановление заказчиком в документации об аукционе, конкурсной
документации надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не
позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки является нарушением
пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной
системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного
частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях. Дополнительно, ФАС России сообщает, что вопрос о том является
ли инструкция по заполнению заявки на участие в закупке надлежащей или
ненадлежащей необходимо решать в каждом конкретном случае, исходя из положений
документации о закупке, заявки участника закупки и всех обстоятельств дела.
Может
ли участник закупки указать в заявке несколько стран происхождения товара?
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая
часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том
числе, наименование страны происхождения товара.
Согласно статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС)
установлены общие положения о стране происхождения товаров. Страной
происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью
произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии
с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с частью 2 статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими
страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или
сертификат о происхождении товара.
Кроме того, пунктом 2.1 Соглашения Правительств государств - участников
стран СНГ от 20 ноября 2009 г. «О Правилах определения страны происхождения
товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее — Соглашение) установлено,
что страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения,
на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут
достаточной обработке/переработке в соответствии с правилами определения страны
происхождения товаров.
Таким образом, сведения о стране происхождения товара устанавливаются в
соответствии с положениями ТК ТС, в соответствии с которыми под сведениями о происхождении
товара предполагается страна происхождения товара, на территории которой товар
был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.
На основании изложенного, участник закупки, предлагая к поставке конкретный
товар, указывает в первой части заявки на участие в электронном аукционе
информацию о стране происхождения товара.
Вместе с тем, в отдельных случаях законодательством Российской Федерации
установлена необходимость получения документа, подтверждающего соответствие
товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской
Федерации. При этом в таких документах может содержаться, в том числе,
информация о стране происхождения товара.
В частности, в соответствии с Правилами государственной регистрации
медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 27.12.2012 № 1416, сведения о месте производства медицинского
изделия указываются в регистрационном удостоверении, выдаваемом Федеральной
службой по надзору в сфере здравоохранения.
Также в регистрационном удостоверении лекарственного препарата, являющимся
в соответствии с пунктом 26 статьи 4 Федерального закона от
12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» документом,
подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, может
быть указано на несколько стран происхождения товара.
Правомерно
ли отклонение первой части заявки на участие в электронном аукционе при
отсутствии указания на товарный знак?
На основании изложенного, в случае отсутствия в документации об электронном
аукционе указания на товарный знак (при наличии), знак обслуживания (при
наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные
модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), первая часть заявки
на участие в открытом электронном аукционе при заключении контракта на
выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых
используется товар, помимо согласия участника такого аукциона на выполнение
работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком
аукционе должна содержать:
- конкретные показатели используемого товара;
- указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак
обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при
наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
- наименование страны происхождения товара.
При этом, информация о товарном знаке, знаке обслуживания, фирменном
наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце указывается в
заявке на участие в электронном аукционе только при наличии таких сведений.
Таким образом, отсутствие конкретных показателей в заявке на участие в
электронном аукционе в отношении предлагаемого к поставке товара, использующегося
при выполнении работы или оказании услуги, а также информации о товарном знаке,
знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели,
промышленном образце при наличии таких
сведений о товаре является основанием для отказа в допуске
участнику электронного аукциона в связи с непредоставлением информации,
предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Какие
документы должен предоставить участник закупки, если предлагаемая им цена
снижена на 25 и более % от начальной (максимальной) цены контракта?
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при
проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта
составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым
заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и
более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт
заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения
контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной
системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на
дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной
системе.
Согласно части 5 статьи 37 Закона о контрактной системе информация,
предусмотренная частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе,
предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного
проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем
аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок
информации, предусмотренной частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе,
недостоверной, контракт с таким участником не заключается, и он признается
уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 6 статьи 37 Закона о контрактной системе обеспечение,
указанное в частях 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной, предоставляется
участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник
закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от
заключения контракта.
Таким образом, если участником закупки предложена цена контракта, сниженная
на двадцать пять процентов и более, такой участник закупки обязан предоставить
обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37
Закона о контрактной системе, либо информацию, подтверждающую добросовестность
такого участника закупки на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи
37 Закона о контрактной системе. При невыполнении указанного требования такой
участник закупки признается уклонившимся от заключения контракта.
При этом ФАС России обращает внимание, что согласно части 4 статьи 96
Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления
участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения
контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, соблюдение участником закупки условия предоставления
информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи
заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, не
освобождает участника закупки, с которым заключается контракт, от
предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, установленном в
извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, в соответствии с
Законом о контрактной системе.
Право
заказчика не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта в
извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта (Постановление
Правительства РФ от 11.03.2016 № 182).
В соответствии с частью 2.1
статьи 96 Федерального закона «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:
Определить следующие случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик
вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или
муниципальных нужд (далее - контракт) в извещении об осуществлении закупки и
(или) проекте контракта:
осуществляется
проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками
закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально
ориентированные некоммерческие организации и в проектах, контрактов которых не
предусмотрена выплата аванса;
проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику,
исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу
Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской
Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка
Российской Федерации;
проект контракта предусматривает выплату авансовых платежей в размере не
более 15 процентов цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения
федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными
администрациями, при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд
субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также проведение заказчиком
расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более
70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания
услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном
высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, местными администрациями, при осуществлении закупок для обеспечения
соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд и
проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных
контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного
исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств,
предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств).
Подлежит
ли оплате не только цена за право заключения контракта, но и оказанные услуги
по итогам проведения аукциона в случае, если аукцион проводится путем повышения
цены за право заключения контракта?
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при невозможности
определения объема подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и
(или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи в извещении об
осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену единицы
работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации
о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги
осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически
выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к
технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых
будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем
начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении
закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под
аукционом понимается способ определения поставщика, при котором победителем
признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Вместе с тем, согласно части 23 статьи 68 Закона о контрактной системе если
при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины
процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион
проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем
повышения цены контракта.
Таким образом, в случае, если при проведении электронного аукциона на
предоставление услуг цена контракта снижена до половины процента начальной
(максимальной) цены контракта или ниже, предметом такого аукциона становится
право заключения контракта, и победителем такого аукциона признается участник,
предложивший наибольшую цену за право заключения контракта. При этом,
предлагаемая таким участником закупки цена контракта в данном случае не
является ценой подлежащих оказанию услуг по контракту, а представляет собой
цену приобретения права на его заключение.
По результатам проведения электронного аукциона на право заключения
контракта в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе
заказчиком в единой информационной системе размещается проект контракта,
который составляется путем включения цены на право заключения контракта,
предложенной победителем электронного аукциона, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 12 статьи 70 Закона о контрактной системе по
результатам проведения электронного аукциона на право заключения контракта,
контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с
законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами,
поступающими заказчику, победителем электронного аукциона денежных средств в
размере предложенной им цены за право заключения контракта, а также
предоставления обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, в связи с тем, что по результатам проведения
электронного аукциона на право заключения контракта оплате подлежит
исключительно право заключения контракта, то внесению на счет заказчика
подлежит денежная сумма в размере цены, предложенной победителем аукциона за
право заключения контракта. При этом оказание услуг, указанных в извещении,
документации о закупке, осуществляется безвозмездно.
Дополнительно ФАС России обращает внимание, что внесение денежных средств в
размере цены, предложенной победителем за право заключения контракта, на счет
заказчика не освобождает победителя электронного аукциона от предоставления
обеспечения исполнения контракта с учетом требований, предусмотренных статьей
37 Закона о контрактной системе.
Правомерно
ли отклонение заявки на участие в конкурсе, если в состав заявки входит
документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки, однако на момент
рассмотрения заявок денежные средства на счет заказчика не поступили?
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на
участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение
обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение,
подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на
участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого
платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская
гарантия).
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная
комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса,
подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в
конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей
требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, в случае отсутствия в составе заявки документа,
подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе,
заказчик обязан отклонить такую заявку.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе в
случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы,
подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на
участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и до даты
рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который
указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с
законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами,
поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение
заявки.
Таким образом, в случае если участником закупки в составе заявки
представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве
обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика,
исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не
поступили на счет заказчика, заказчик обязан отклонить такую заявку участника
конкурса.
О
применении Закона о контрактной системе по вопросу о возможности установления
заказчиком в конкурсной документации порядка оценки, в котором по показателю «Деловая
репутация» оценке подлежит членство участника закупки в СРО / АЦ/54940/15 от
08.10.2015
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при
осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам
закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии
с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку
товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Таким
образом, если законодательством Российской Федерации установлено требование об
обязательном членстве организации в СРО, которая осуществляет деятельность в
соответствующей сфере, заказчик обязан установить в документации о закупке
соответствующее требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, при наличии норм законодательства об обязательном членстве в
СРО организации, осуществляющей деятельность в соответствующей сфере
деятельности, указанное требование не устанавливается заказчиком в документации
о закупке в качестве критерия оценки заявки «квалификация участника закупки»,
поскольку является критерием допуска лица к участию в закупке.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок,
окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке
устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов
работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта
закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых
ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и
других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и
деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня
квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том
числе предельные величины значимости каждого критерия, установлен
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об
утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(далее - Правила).
Согласно пункту 27 Правил, показателями не стоимостного критерия оценки «квалификация
участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования
и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на
ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и
деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня
квалификации» могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов),
предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию
услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в
части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных
мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ,
оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Вместе с тем, по мнению ФАС России, при отсутствии норм законодательства об
обязательном членстве организации в СРО предоставление участником закупки
свидетельства СРО в качестве подтверждения показателя «Деловая репутация» не
указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки, а
также не свидетельствует о том, что таким участником закупки будет предложено
лучшее условие исполнения контракта.
При этом, получение участником закупки свидетельства СРО требует временных
и финансовых затрат со стороны участника закупки.
На основании изложенного, установление в документации о закупке в качестве
предмета оценки по показателю «Деловая репутация» наличие у участника закупки
членства в СРО в определенной области товаров (работ, услуг) может привести к
ограничению количества участников закупки.
При этом, решение о наличии или отсутствии признаков ограничения количества
участников закупки принимается в каждом конкретном случае на основании
документов о проведении соответствующей закупки.
Правомерно
ли предоставление в составе заявки на участие в открытом конкурсе распечатанной
выписки из ЕГРЮЛ, сформированной в виде электронного документа и подписанной
квалифицированной электронной подписью налогового органа?
Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от
21.10.2015 № ОГ-Д28-13376, выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная
квалифицированной электронной подписью налогового органа, может быть
представлена в составе заявки на участие в открытом конкурсе, запросе
предложений в случае представления такой заявки также в электронной форме.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе заявки участников должны быть поданы с
использованием единой информационной системы, введенной в эксплуатацию в 2016
году. Спорные вопросы информации о ценах используемых при обосновании НМЦК читать здесь
Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что на бумажном носителе
выписка из ЕГРЮЛ, сформированная в электронной форме и подписанная
квалифицированной электронной подписью налогового органа, уже не является
электронным документом.
Таким образом, по мнению ФАС России, представление участником открытого
конкурса заказчику выписки из ЕГРЮЛ, сформированной в электронной форме и
подписанной квалифицированной электронной подписью налогового органа, в составе
заявки на участие в открытом конкурсе на бумажном носителе не соответствует
требованиям Закона о контрактной системе.
О
порядке оценки заявки по не стоимостным критериям / АЦ/57532/15 от 19.10.2015
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50, пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о
контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок
(предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок
рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок
оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе
предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением
Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок,
окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик
устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в том
числе, цена контракта), а также не стоимостные критерии оценки (качественные,
функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также
квалификация участников закупки). При этом пунктом 10 Правил установлено, что в
документации о закупке в отношении не стоимостных критериев оценки могут быть
предусмотрены показатели, раскрывающие содержание не стоимостных критериев
оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по не стоимостным
критериям оценки.
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок
(предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух
критериев оценки, одним из которых должен быть критерий «цена контракта».
Следовательно, заказчик для оценки заявок (предложений) на участие в закупке
вправе установить в документации о закупке как один из не стоимостных
критериев, так и оба не стоимостных критерия.
Согласно пункту 3 Правил «оценка» – процесс выявления по критериям оценки и
в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения
контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не
были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения
контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о
закупке, должен содержать:
1.
предмет оценки, позволяющий определить
исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по
осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками
закупки в своих заявках для получения оценки по не стоимостным критериям;
2.
инструкцию по заполнению заявки,
позволяющую определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению
участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3.
зависимость (формула расчета количества
баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством
присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «качественные,
функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показателям
критерия);
4.
зависимость (формула расчета количества
баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая
пропорциональное[1] выставление
баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по
критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая,
что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна
количественная оценка.
По мнению ФАС России, выявлению лучшего предложения об исполнении контракта
в наибольшей степени способствует установление в порядке оценки заявок на
участие в закупке формулы расчета количества баллов, предусмотренную Правилами,
в случае если предметом оценки по не стоимостному критерию (показателю)
является количество качественной, квалификационной характеристики (например,
количество исполненных участником закупки контрактов).
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с
пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке
заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя
устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет
производиться оценка, и формула расчета
количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости
показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их
определения. Для оценки заявок (предложений) по не стоимостным критериям оценки
(показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное
или максимальное количественное значение качественных, функциональных,
экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в
рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по
таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение,
соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100
баллов. Сумма величин значимости показателей критерия
оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей
не стоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1.
значимость в отношении каждого показателя,
которая в соответствии с пунктом 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2.
сумму величин значимости показателей
критерия оценки в размере 100 процентов;
3.
формулу расчета или шкалу количества
баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на
коэффициент значимости показателя).
Соблюдение вышеуказанных положений в совокупности позволит обеспечить
применение предусмотренной пунктом 11 Правил 100 балльной шкалы по критерию (обеспечивается возможность присвоить
лучшему предложению по критерию оценку в 100 баллов).
В приложении приведен пример порядка оценки заявок, содержащего показатели
не стоимостного критерия оценки заявок.
В случае установления в документации о закупке показателя «опыт участника
по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого
характера и объема» критерия «квалификация участников закупки» заказчик
раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки
опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом
осуществляемой закупки, в том числе, указывает единицу измерения объема.
4.
При установлении порядка оценки заявок на
участие в закупке на выполнение строительных работ необходимо руководствоваться
следующим.
В соответствии с пунктом 11 Правил в случае осуществления закупки, по
результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение
строительных работ, заказчик обязан установить показатель «опыт участника по
успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого
характера и объема» критерия «квалификация участников закупки», за исключением
случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя
должна составлять не менее 50 процентов значимости всех не стоимостных
критериев оценки.
Классификация строительных работ иерархическим методом и методом
последовательного кодирования представлена в 45 коде Общероссийского
классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007.
Таким образом, заказчик при осуществлении закупки на выполнение любых
работ, включенных в код 45 ОКПД (за исключением случая, предусмотренного
пунктом 30 Правил), устанавливает показатель «опыт участника по успешной
поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и
объема» критерия «квалификация участников закупки» со значимостью не менее 50
процентов значимости всех не стоимостных критериев оценки.
Правомерно
ли отклонение заявки за непредставление участником запроса котировок в составе
заявки копии документа, подтверждающего соответствие участника закупки
требованиям, установленным законодательством Российской Федерации?
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при
осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам
закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с
законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара,
выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким
требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии
лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в
извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о
требованиях, предъявляемых к участникам запроса котировок.
Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской
Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик
в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к
участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной
законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 3 статьи 78 Закона о контрактной системе установлены
требования к документам и сведениям, предоставляемым в составе заявки на
участие в запросе котировок, при этом требование о предоставлении копии
документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям,
установленным законодательством Российской Федерации, не установлено.
Согласно части 4 статьи 78 Закона о контрактной системе требовать от
участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за
исключением предусмотренных частью 3 статьи 78 Закона о контрактной системе
информации и документов, не допускается. Частью 7 статьи 78 Закона о
контрактной системе также не предусмотрено отклонение заявки за непредставление
участником запроса котировок в составе заявки копии документа, подтверждающего
соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством
Российской Федерации.
Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении
запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником
запроса котировок в составе заявки копии документа, подтверждающего
соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством
Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе
комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок
требованиям, указанным в пункте 1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого
требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, и в отношении отдельных видов
закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с
частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если такие требования
установлены Правительством Российской Федерации, а также вправе проверять
соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9
части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению
закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать
соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные
требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с
частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе
отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика,
исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения
поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до
заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит,
что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях
1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной
системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего
соответствия указанным требованиям.
Таким образом, котировочная комиссия и заказчик при отсутствии в составе
заявки копии документа, подтверждающего соответствие участника закупки
требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, вправе
проверять ее фактическое наличие иными способами, в том числе путем направления
запросов в соответствующие лицензирующие органы, изучения реестров лицензий на
официальных сайтах лицензирующих органов.
В случае если котировочная комиссия или заказчик выявят несоответствие
участника закупки, в том числе победителя запроса котировок, требованию о
наличии лицензии, установленному в извещении о проведении запроса котировок, то
такой участник должен быть отстранен от участия в запросе котировок или
заказчик должен отказаться от заключения контракта с таким участником в
порядке, установленном частями 9 и 11 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Может
ли заказчик при закупке лекарственных препаратов требовать конкретную упаковку
лекарственного препарата или дополнительные устройства для введения?
Законом о контрактной системе не допускается включать в документацию о
закупке требования к производителю товара, поскольку такое требование
ограничивает количество участников закупки.
По вопросу установления в документации об открытом аукционе в электронной
форме требований к форме и материалу упаковки лекарственного средства, а также
к дополнительным устройствам (адаптерам) введения лекарственных препаратов ФАС
России сообщает следующее.
Форма и материал упаковки лекарственного средства, а также дополнительные
устройства (адаптеры) введения лекарственных препаратов не оказывают влияние на
терапевтические свойства лекарственных средств, не являются конкретными
показателями товара и устанавливаются производителем.
Таким образом, установление в документации об открытом аукционе в
электронной форме требования к конкретной упаковке лекарственного средства, а
также к дополнительным устройствам введения лекарственных препаратов может
привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к
ограничению конкуренции.
Правомерно
ли установление требования к остаточному сроку годности лекарственных
препаратов и медицинских изделий, выраженного в процентах?
ФАС России обращает внимание, что вопрос о возможности или невозможности
применения тех или иных формулировок в технической документации по указанию
срока годности необходимо рассматривать в зависимости от товарных рынков, на
которых происходит закупка. Так, для одних медицинских изделий срок годности
(службы) может быть установлен и определен производителем конкретной датой, а
для других – срок годности (службы) начинается с момента ввода медицинского
изделия в эксплуатацию. Соответственно, нижеизложенная позиция ФАС России
применима в отношении закупок медицинских изделий, имеющих срок годности, не
связанный с введением медицинского изделия в эксплуатацию.
В процессе регистрации медицинского изделия доказываются его качество,
эффективность и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации
медицинского изделия означает его соответствие требованиям качества,
эффективности и безопасности в период срока его годности.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке медицинские
изделия одного товарного рынка (либо одно медицинское изделие), но имеющие
различные сроки годности или различные остаточные сроки годности, в случае
установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах,
поставлены в неравные условия.
Так, например, участником № 1 предложено медицинское изделие со сроком
годности 3 года, участником № 2 – 2 года, заказчиком приобретается медицинское
изделие сроком на 1 год, при этом установлен остаточный срок годности в
процентах – 70%, следовательно, для удовлетворения требований заказчика,
участнику № 1 необходимо поставить медицинское изделие с остаточным сроком
годности 2,1 года, а участнику № 2 – 1,4 года. При этом остаточный срок
годности медицинских изделий двух участников покрывает период нужд потребления
товара заказчиком. Таким образом, участник № 1 вынужден поставлять товар со сроком
годности относительно срока годности товара участника № 2, превышающий в 1,5
раза. Либо участником № 1 и участником № 2 предложено одно и то же медицинское
изделие со сроком годности 2 года, но участник № 1 может поставить медицинское
изделие с остаточным сроком годности 70%, а участник № 2 – 60 %, при этом
фактически остаточный срок годности медицинских изделий составляет 1,4 года и
1,2 года соответственно, что удовлетворяет период потребления заказчиком
медицинского изделия – 1 год. Между тем, участник № 2 при требовании к
остаточному сроку годности, выраженному в процентах, не сможет принять участие
в закупке.
Таким образом, требования заказчиков об остаточном сроке годности
медицинского изделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление
неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение
конкуренции и сокращение количества участников закупок. Кроме того, указание
заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в
днях, месяцах, годах), в течение которого медицинские изделия должны сохранять
свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны
сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является
обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества
участников закупки, и как следствие, конкуренции.
В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что
остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о
закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и
определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение
которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой,
до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для
использования по назначению.
Может
ли заказчик устанавливать требование к конкретной дозировке лекарственного
препарата или к количеству таблеток в упаковке?
В связи с тем, что свойства лекарственного препарата являются его
качественными характеристиками и определяют выбор потребителя, аналогичные (по
МНН, лекарственной форме и дозировке) лекарственные препараты относятся к
взаимозаменяемым лекарственным препаратам, за исключением особых случаев, когда
невозможность замены между лекарственными препаратами с одним МНН и разными
торговыми наименованиями определена в процессе их применения.
Дозировка лекарственного препарата соответствует количеству действующего
вещества, содержащегося в единице объема лекарственного препарата. Таким
образом, например, все лекарственные препараты с МНН «клопидогрел» в
лекарственной форме «таблетки, покрытые пленочной оболочкой» в дозировке 75 мг.
следует считать эквивалентными.
При этом количество единиц лекарственного препарата (таблеток, капсул,
флаконов, ампул и т.д.) в упаковке никак не влияет на терапевтические свойства
лекарственного препарата.
Вместе с тем, установление в документации о закупке требований к количеству
таблеток в упаковке может привести к ограничению количества участников закупки.
По мнению ФАС России, в случае, если заказчик устанавливает требования к
количеству таблеток в упаковке, при этом устанавливает общее количество
необходимых упаковок, или поставки эквивалентного количества упаковок с большим
количеством таблеток без возможности поставки эквивалентного количества
таблеток в иных упаковках, такие действия могут привести к ограничению
количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции.
Дополнительно, ФАС России сообщает, что отклонение заявки на участие в электронном
аукционе на основании несоответствия лекарственной формы, объема наполнения
флакона, упаковки лекарственного средства, формы и материала упаковки
лекарственного средства или дополнительного устройства введения лекарственного
средства, предложенного участником закупки, требованиям, установленным
документацией об аукционе, является нарушением части 5 статьи 67 Закона о
контрактной системе.
Вместе с тем, вопрос о правомерности отказа к участию в закупке необходимо
решать в каждом конкретном случае, исходя из анализа документов, а также
требований, установленных заказчиком в документации о закупке.
Стороны
контракта должны пытаться урегулировать спор до обращения в суд (Федеральный
закон от 02.03.2016 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный
кодекс Российской Федерации»)
Спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на
разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному
урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления
претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом
либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое
значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство
в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о
несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав
и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны
товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений
третейских судов. Экономические споры, возникающие из административных и иных
публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда
после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен
федеральным законом.»;
Вывод можно сделать, рассмотрев поправки к АПК РФ. По общему правилу спор, возникший из гражданских
правоотношений, стороны вправе будут передать в арбитражный суд лишь после
того, как примут меры по досудебному урегулированию.
Право обратиться в суд возникнет по истечении 30 календарных дней с даты,
когда одна из сторон направила претензию или требование (если иной порядок не
установлен законом либо договором). Полагаем, изменения касаются как
контрактов, заключенных по Закону № 44-ФЗ, так и
договоров по Закону № 223-ФЗ.
19. Правила
изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены
контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества
товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения
которых завершается в 20XX году (Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 № 191 «Об утверждении
Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены
контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества
товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения
которых завершается в 20XX году»).
1. Настоящие Правила определяют порядок
изменения в 2016 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или)
цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества
товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая
государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые
договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу
Федерального закона »О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»), срок исполнения которых завершается в 2016 году (далее - контракты). Спорные вопросы информации о ценах используемых при обосновании НМЦК читать здесь
2. Изменение условий контрактов, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, допускается в пределах доведенных заказчикам
объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 20XX году обязательств по контрактам.
3. Настоящие Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6
месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения
их условий невозможно и предметом которых являются:
а) поставка товара, выполнение работы,
оказание услуги, включенные в перечни, утверждаемые федеральными органами
государственной власти (федеральными государственными органами), органами
управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации,
Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», а также наиболее
значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования,
культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством
Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении закупок
для обеспечения соответственно федеральных нужд (осуществляемых указанными
федеральными органами государственной власти (федеральными государственными
органами), органами управления государственными внебюджетными фондами
Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»
и подведомственными им заказчиками, а также наиболее значимыми федеральными
государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения,
определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации), нужд
субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, за исключением работ,
указанных в подпункте «б» настоящего пункта.
При этом цена контракта должна превышать 1 млн. рублей при осуществлении
закупок для обеспечения федеральных нужд, размер, установленный высшими
исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения
соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, и
составлять не более чем 5 млн. рублей в случае, если контракт заключен для обеспечения
нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд по результатам
проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых
участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства,
социально ориентированные некоммерческие организации;
б) строительство, реконструкция,
техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая
приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции,
технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации, за исключением научно-методического руководства.
4. Настоящие Правила применяются в отношении контрактов, валютой которых
является российский рубль.
5. Изменение условий контракта,
предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил,
оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки
которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение
поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения
контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением
обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Заказчик не
вправе принимать решение об увеличении цены контракта, цены единицы товара,
выполняемой работы, оказываемой услуги без обращения поставщика (подрядчика,
исполнителя), указанного в абзаце первом настоящего
пункта.
а) из
необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых
является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан
(продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме,
лекарственные средства);
б) из
необходимости достижения результатов мероприятий государственных
(муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных
направлений деятельности (функций, полномочий) органов государственной власти
(органов местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений
о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на
осуществление капитальных вложений;
в) из объема
фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату
принятия решения о внесении в него изменений;
г) из
утвержденного и доведенного до заказчика объема финансового обеспечения на
принятие и (или) исполнение в 20XX году
обязательств по контрактам.
7. Заказчик
принимает решение о внесении изменений в контракт в срок не более чем 30 дней
со дня поступления документов и информации, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящих Правил, и направляет
поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о принятом решении.
8. При
подготовке дополнительного соглашения к контракту заказчик обеспечивает
согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
9. Расчет и
обоснование изменений условий контракта, указанных в пункте 1 настоящих Правил, оформляется
приложением к дополнительному соглашению к контракту, которое является
неотъемлемой частью контракта.
10. В дополнительном соглашении к контракту, заключенном в соответствии с
настоящими Правилами, не может предусматриваться увеличение количества
поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг.
11. Изменение срока исполнения контракта осуществляется по соглашению
сторон в пределах 20XX года.
12. Цена контракта (за исключением контрактов, предметом которых являются
строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального
строительства государственной и муниципальной собственности) по соглашению
сторон может быть увеличена и определяется в пределах значения, рассчитанного
по формуле:
Цнов = (Ц - Сп) x ИКЦ + Сп,
где:
Ц - первоначальная цена контракта;
Сп - сумма перечисленных заказчиком
средств по контракту;
ИКЦ - индекс
корректировки цен, установленный в соответствии с пунктом
13 настоящих Правил.
13. Для целей настоящих Правил федеральными органами
государственной власти (федеральными государственными органами), органами
управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации,
Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», а также наиболее
значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования,
культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством
Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, местными администрациями либо уполномоченными
ими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления соответственно ежеквартально утверждаются индексы
корректировки цен по каждому наименованию товаров, работ, услуг (наименованию
групп товаров, работ, услуг), включенных в перечни, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил. Решением
местной администрации для изменения цен контрактов могут применяться индексы,
утверждаемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации либо уполномоченными ими органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся соответствующие
муниципальные образования.
14. Решение заказчика об уменьшении количества товара,
объема выполняемой работы, оказываемой услуги может быть принято в соответствии
с пунктом 6 настоящих Правил. При этом может быть
увеличена цена единицы товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.
15. Цена единицы товара, работы, услуги в случае,
указанном в пункте 14 настоящих Правил, определяется в пределах
значения, рассчитанного по формуле:
Цед. нов = ((К - Сп / Цед) x Цед x ИКЦ + Сп) / К,
где:
К -
количество товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги,
предусмотренные контрактом;
Сп - сумма перечисленных заказчиком средств по
контракту;
Цед - первоначальная цена единицы товара, работы,
услуги, предусмотренная контрактом;
ИКЦ - индекс
корректировки цен, установленный в соответствии с пунктом
13 настоящих Правил.
16. Цена
контракта в случае, указанном в пункте 14 настоящих
Правил, по соглашению сторон может быть изменена и определяется в пределах
значения, рассчитанного по формуле:
Цнов = Цед. нов x Кнов,
где:
Цед. нов - предельное значение новой цены единицы
товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, определенной в
соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;
Кнов - уменьшенные количество товара, объем
выполняемой работы, оказываемой услуги.
17. Изменение в 20XX году цены контракта, предметом которого
являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов
капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за
исключением научно-методического руководства, определяется в пределах значения,
рассчитанного по формуле:
Цнов = Ц + Ц16 x (ИД16н - ИД16) / ИД16,
где:
Ц - первоначальная цена контракта;
Ц16 - объем платежей в соответствии с условиями
контракта в 20XX году;
ИД16н - прогнозный индекс-дефлятор «Инвестиции в
основной капитал за счет всех источников финансирования» 20XX года в процентах к 20XX году, одобренный Правительством
Российской Федерации в составе прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации, действующий на дату изменения контракта;
ИД16 - прогнозный индекс-дефлятор «Инвестиции в
основной капитал за счет всех источников финансирования» 20XX года в процентах к 20XX году, одобренный Правительством
Российской Федерации в составе прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации, действующий на дату принятия нормативного правового акта
о предоставлении бюджетных средств из бюджета бюджетной системы Российской
Федерации на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции
и техническому перевооружению объектов капитального строительства, проведение
работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического
руководства.
18. При изменении цены контракта, предметом которого являются
строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального
строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением
научно-методического руководства, согласованные заказчиком и подрядчиком размеры
затрат, подлежащие включению в сводный сметный расчет стоимости строительства,
не должны превышать действующие сметные нормативы на отдельные виды затрат,
утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, местными администрациями при осуществлении закупок для
обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных
нужд могут быть установлены иные особенности внесения изменений в контракты в
части изменения срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или)
цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ,
услуг, предусмотренных контрактами, предметом которых являются строительство,
реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства,
проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением
научно-методического руководства, в том числе предусмотрено применение вместо
индексов-дефляторов, указанных в пункте 17 настоящих Правил,
иных индексов (коэффициентов), обеспечивающих расчет предельного значения
увеличения цены контракта.