Избранное
ФАС РФ является уполномоченным государственным органом на обращение в суд при нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Принято первое судебное решение, в
котором на практике реализованы полномочия ФАС России по защите публичных
интересов Российской Федерации (Постановления Девятого арбитражного
апелляционного суда по делу № А40-115610/16).
В данном Решении суд удовлетворил
заявление ФАС России и взыскал в доход федерального бюджета сумму причиненного
Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере
государственного оборонного заказа с предприятия – Исполнителя ГОЗ.
Как следует из судебного дела №
А40-115610/16, Рособоронзаказ провел проверку Исполнителя ГОЗ, в ходе которой
установил, что Исполнитель часть средств на выполнение ГОЗ получил
неправомерно, по следующим причинам:
- Исполнителем в себестоимость работ
были включены необоснованные и документально не подтвержденные затраты.
- Исполнителем была завышена
трудоемкость и средняя заработная плата при определении затрат по статье
«Затраты на оплату труда работников занятых в создании научно-технической
продукции.
- Исполнителем не соблюдалась
пропорция при отнесении расходов на статью «Накладные расходы»
На основании проведенной проверки
Рособоронзаказ выдал Исполнителю ГОЗ Предписание «О возврате денежных средств»,
которое Исполнитель попытался обжаловать сначала в апелляционной, а затем и в
кассационной инстанции, но везде проиграл.
Затем в дело вмешалось ФАС и
известило Исполнителя о необходимости представления документального
подтверждения выполнения предписания Рособоронзаказа, а также о намерении уже
ФАС обратиться в суд.
Исполнитель ответил о несогласии с
предписанием и указал, что ФАС России не обладает полномочиями для обращения в
Арбитражный суд с иском о взыскании ущерба причиненному Российской Федерации
вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного
заказа, поскольку иски по государственному контракту должны предъявляться
государственным Заказчиком.
В итоге, исходя из Постановления
Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-115610/16 (Решение
Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2016 г. по делу № А40-115610/16), следует,
что поскольку источником неправомерно полученных денежных средств явились
бюджетные ассигнования из федерального бюджета, то Российской Федерации, был
причинен ущерб и именно ФАС РФ является уполномоченным государственным органом
на обращение в суд. Разъяснения Минообороны РФ о часто возникающих вопросах 275-ФЗ читать здесь
Обстоятельство, что ФАС РФ не
является стороной контракта, заключенного в рамках государственного оборонного
заказа, не означает об отсутствие у ФАС России права на обращение с иском в
суд, поскольку в указанном случае государственный орган обеспечивает защиту
публичных интересов Российской Федерации в порядке, установленным Законом о
государственном оборонном заказе.