Избранное
Сегодня я хочу обратить
внимание на свежее Письмо Минфина РФ, согласно которому у Обществ имеющих
дебиторскую задолженность возникает обязанность по начислению процентов и
отражение данных процентов в доходах исходя из ставки рефинансирования.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 декабря 2015 г. №
03-03-РЗ/67486
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение об учете при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций положений статьи 317.1
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и сообщает следующее.
Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона
от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
Российской Федерации» (далее - Закон № 42-ФЗ) часть первая ГК РФ дополнена статьей
317.1, вступившей в силу с 01.06.2015.
Согласно пункту 1 указанной статьи ГК
РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному
обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет
право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования
денежными средствами. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их
размер определяется ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в
соответствующие периоды (законные проценты).
Под денежным обязательством понимается
обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по
гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ, бюджетным
законодательством Российской Федерации основанию (статья 2 Федерального закона
от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)»).
Следовательно, в случае если в договоре,
на основании которого возникло денежное обязательство, отсутствует порядок
начисления процентов, по такому обязательству у кредитора по умолчанию
возникает право требования к должнику в размере законных процентов. Данные
суммы отражаются в составе доходов (расходов) у кредитора и должника
соответственно. В случае указания в договоре на неприменение статьи 317.1 ГК РФ
ни данные требования, ни доходы (расходы) не возникают.
Порядок учета указанных доходов и
расходов в целях налогообложения прибыли организаций регулируется нормами
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
На основании пункта 6 статьи 250 Кодекса
доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, другим
долговым обязательствам, признаются внереализационными доходами
налогоплательщика.
В состав внереализационных расходов, не
связанных с производством и реализацией, включаются, в частности, расходы в
виде процентов по долговым обязательствам любого вида (подпункт 2 пункта 1
статьи 265 Кодекса).
Сумма дохода (расхода) в виде процентов
по долговым обязательствам учитывается налогоплательщиком в налоговом учете
исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и
срока действия такого долгового обязательства на последнюю дату отчетного
(налогового) периода согласно положениям Кодекса.
Учитывая изложенное, законные проценты,
начисленные по умолчанию по денежному долговому обязательству в порядке статьи
317.1 ГК РФ, подлежат учету налогоплательщиком в составе внереализационных
доходов (расходов) при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
Вместе с тем кредитор вправе отказаться
от их получения. В этом случае задолженность у организации-должника в виде
суммы процентов по денежному обязательству, списываемая путем прощения долга,
подлежит включению в состав внереализационных доходов.
Кроме того, полагаем, что в случае
получения аванса (предоплаты) от покупателя в рамках договора поставки денежное
обязательство не возникает, следовательно, статья 317.1 ГК РФ неприменима.
Также обращаем внимание, что пунктом 2
статьи 2 Закона № 42-ФЗ установлено, что положения ГК РФ (в редакции Закона №
42-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу
указанного Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления
в силу Закона № 42-ФЗ, положения ГК РФ (в редакции Закона № 42-ФЗ) применяются
к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу
Закона № 42-ФЗ, если иное не предусмотрено статьей 2 названного Федерального
закона.
Таким образом, в целях главы 25 Кодекса
положения статьи 317.1 ГК РФ применяются с 01.06.2015.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента
налоговой
и таможенно-тарифной
политики
И.В.ТРУНИН
09.12.2015