Избранное
Система российского
законодательства предусматривает несколько видов страхования для физических
лиц. Организации (в том числе индивидуальные предприниматели, производящие
выплаты физическим лицам, представительства и филиалы иностранных организаций и
т.д.) обязаны регистрироваться в качестве страхователей, в то время как
внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского
страхования (федеральный и территориальные), Фонд социального страхования)
выступают страховщиками по предоставлению страхового обеспечения физическим
лицам при наступлении страхового случая.
В рамках отношений
работодателей и работников регулируются следующие виды страхования для
страховых случаев и обеспечение по ним:
· обязательное пенсионное страхование (ОПС)— достижение
застрахованным лицом пенсионного возраста, обеспечение подразумевает выплату
пенсий;
· обязательное медицинское страхование (ОМС) — заболевание,
травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические
мероприятия, обеспечение предусматривает предоставление застрахованному лицу
медицинской помощи и оплату услуг по определенному перечню при предоставлении
Полиса ОМС;
· обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС ВН и М) -
временная нетрудоспособность, беременность, роды, материнство, обеспечивание
предусматривает компенсацию застрахованному лицу утраченного заработка;
· обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний (ОСС НС и ПЗ) - повреждение
здоровья застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания, обеспечение подразумевает возмещение вреда
застрахованному лицу в виде денежных сумм.
Порядок уплаты страховых
взносов во внебюджетные фонды определяется Федеральным законом от 24.07.2009 №
212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования» (далее № 212-ФЗ) и частично федеральными законами о конкретных
видах обязательного социального страхования). Об отчислениях на страховые взносы в 2017 году читать здесь
Расчет взносов
Основные тарифы
страховых взносов для работодателей, производящих выплаты физическим лицам в
2016 г., регламентированы п. 1 ст. 58.2 № 212-ФЗ.
База для начисления страховых взносов
|
Тариф
страхового взноса
|
||
ПФР
|
ФСС
|
ФФОМС
|
|
В пределах
установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов
В ФСС до
718 000 руб. в 2016 году
В ПФР до
796 000 руб. в 2016 году
|
22,0%
|
2,9%
|
5,1%
|
Свыше
установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов
В ФСС
свыше 718 000 руб. в 2016 году
В ПФР
свыше 796 000 руб. в 2016 году
|
10,0%
|
0,0%
|
5,1%
|
Предельная величина –
718 000 рублей в ФСС и 796 000 в ПФР на 2016 г. установлены
Постановлением правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265 «О предельной
величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды с 1 января 2016 года».
Таким
образом, общая нагрузка по страховым взносам в 2016 году осталась
прежней и составляет 30% до достижения суммы выплат физическому лицу предельных
величин.
Помимо страховых взносов
нужно учитывать взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, которые не относятся к страховым
взносам, регулируемым № 212-ФЗ. Ставка взносов устанавливается для каждой организации
ежегодно в зависимости от класса профессионального риска, к которому относится
основной вид деятельности организации. Значения ставки устанавливаются в
пределах от 0,2 % (для рекламной деятельности, например) до 8,5% (для
деятельности в отраслях добывающей промышленности и иных).
Напомним, что в 2015 г.
нагрузка по страховым взносам составляла так же 30%. Предельный размер базы для
начисления страховых взносов был установлен в размере 711 000 рублей в ПФР и
670 000 рублей в ФСС, с суммы превышения предельного размера базы
страховые взносы взимались также в размере 10%.
В 2014 г. нагрузка по
страховым взносам составляла 30%. Предельный размер базы для начисления
страховых взносов был установлен в размере 624 000 рублей, с суммы превышения
предельного размера базы страховые взносы взимались также в размере 10%.
В 2013 г. нагрузка по
страховым взносам составляла 30%, предельный размер базы для начисления
страховых взносов - 568 000 рублей, с суммы превышения предельного размера базы
страховые взносы взимались также в размере 10%.
В 2012 г. нагрузка по
страховым взносам составляла 30%, предельный размер базы для начисления
страховых взносов - 512 000 рублей, а с суммы превышения предельного размера
базы страховые взносы взимались также в размере 10%.
Пониженные ставки
страховых взносов
Некоторые плательщики
страховых взносов имеют право на применение пониженных тарифов страховых
взносов. Право на применение пониженных страховых взносов необходимо
подтверждать при проверке из ФСС или ПФР. Писать заявления или предоставлять
какие-либо документы в территориальные управления фондов до этого не нужно.
Таких плательщиков можно
разделить на три большие группы:
Разработчики
инновационных технологий и те организации, которые их внедряют;
Представители малого
бизнеса;
Некоммерческие и
благотворительные организации.
В 2015 году из перечня
организаций-страхователей, которые имеют право на применение пониженных тарифов
страховых взносов были удалены некоторые категории.
Таким образом, как в
2015, так и в 2016 году больше не имеют право снижать страховые тарифы:
все
сельхозпроизводители, включая плательщиков ЕСХН;
родовые общины и
организации, которые занимаются традиционным хозяйствованием и произведениями
народного художественного промысла;
общественные организации
инвалидов;
средства массовой
информации.
Обычные работодатели
потеряли право применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам в
пользу инвалидов.
При этом тарифы
страховых взносов «заморозили» на три года — в силу Федерального закона от 28
ноября 2015 г. № 347-ФЗ они не изменятся до конца 2018 года.
Дополнительные тарифы
страховых взносов
С 1 января 2013 г.
введены дополнительные тарифы страховых взносов для сотрудников, занятых на
отдельных видах работ с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда (ст. 58.3
№ 212-ФЗ, пп.1-18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации».)
При этом дополнительный
тариф с выплат в пользу лиц, указанных в ст.27 закона № 173-ФЗ на 2016 год
составит:
· 9,0% - с выплат лицам, указанным в пп.1 п.1 ст.27 закона №173-ФЗ
· 6,0% - с выплат лицам, указанным в пп.2-18 п.1 ст.27 закона
№173-ФЗ.
При начислении
дополнительных страховых взносов величина базы не ограничивается пределами,
установленными для других тарифов страховых взносов в соответствии с п.4 ст.8 №
212-ФЗ.
Страхователи могут быть
освобождены от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по
результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке,
устанавливаемом отдельным федеральным законом. Об отчислениях на страховые взносы в 2017 году читать здесь
Уплата взносов
Уплата страховых взносов
осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются одному
из двух получателей (ст. 15 № 212-ФЗ):
До сих пор Уголовный
кодекс РФ не предусматривал ответственности работодателей за неуплату обязательных
страховых взносов. Сейчас в Государственной Думе находится на рассмотрении
законопроект, которым предлагается внести поправки в статью 199.3 УК РФ и
статью 199.4 УК РФ. Автором инициативы является Правительство РФ и если
депутаты его поддержат, то в 2016 году работодателей ожидает уголовная
ответственность за уклонение от уплаты обязательных взносов в Пенсионный фонд
России и Фонд социального страхования.
ПФР
· страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование (единым расчетным документов по КБК
взносов на страховую часть пенсии);
· страховые взносы
на обязательное медицинское страхование
ФСС
· страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством
· взносы на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В течение расчетного
(отчетного) периода работодатель по итогам каждого календарного месяца не
позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивает ежемесячный обязательный
платеж.
Отчетность
Расчеты по начисленным и
уплаченным страховым взносам плательщики, производящие выплаты физическим
лицам, представляют по месту своего учета.
С 01.01.2015 года
изменены сроки предоставления отчетности, помимо этого установлены разные сроки
для предоставления отчетов на бумажном носителе и в электронном виде:
в ФСС – не позднее
20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме
электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего
за отчетным периодом (форма 4-ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством).
Организации должны
отчитаться за 2015 год по форме 4-ФСС, которая была утверждена приказом ФСС РФ
от 26 февраля 2015 г. № 59. Хотя в июле в эту форму были внесены незначительные
технические поправки, в целом она осталась прежней. Однако, с 1 квартала 2016
года будет действовать новая отчетная форма 4-ФСС.
в ПФР – не позднее 15-го
числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме
электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца,
следующего за отчетным периодом (форма РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное
медицинское страхование);
С 1 апреля 2016 года у
организаций-работодателей будет новая обязанность — они будут должны ежемесячно
отчитываться в ПФР о личных данных работников. В таком отчете, срок сдачи
которого определен до 10 числа каждого месяца, необходимо указать сведения о
фамилии имени и отчестве, идентификационном номере и СНИЛС всех граждан,
официально трудоустроенных и получающих доход в организации. Первый раз такой
отчет работодателям придется сдавать 10 мая 2016 года. Надо отметить, что
данный отчет является дополнительным и никак не влияет на обычный отчет в
Пенсионный фонд по форме РСВ-1.
Электронная сдача
отчетности.
Плательщики страховых
взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых
производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период
превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, у которых
численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют
расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронной форме с
электронной цифровой подписью. Формирование отчетности в ПФР и онлайн отчетность доступно здесь
Камеральные и выездные
проверки
Контрольные функции по
начислению и уплате взносов законом возложены на внебюджетные фонды: ПФР и ФСС.
Максимальное время проведения выездной проверки - два месяца. На камеральную
проверку каждого представленного расчета дается три месяца.
В 2016 году выездные
проверки могут проводиться за 2015, 2014 и 2013 годы.
Ответственность
работодателей
Ответственность
плательщиков за несвоевременное представление расчета по взносам, а также
нарушение порядка подачи отчетности предусмотрена ст. 46 № 212-ФЗ.
Штраф за непредставление
расчета в срок рассчитывается от суммы взносов, начисленной к уплате за последние
три месяца отчетного (расчетного) периода. Размер штрафа не зависит от периода
просрочки представления расчета и составляет 5% за каждый полный (неполный)
месяц со дня, установленного для подачи расчета, но не более 30%. Не зависит от
периода просрочки и минимальная сумма штрафа: с 1 января 2012 г. он равен 1000
руб.
За несоблюдение порядка
подачи расчета в электронном виде предусмотрен штраф в размере 200 руб.